Пишу на лаптопе, параллельно держу в руке смартфон, переводя незнакомые термины и отвечая на сообщения в мессенджерах.
В медицине излучаемый девайсами свет долгое время был предметом исследования офтальмологов, но в последнее время о нем заговорили и дерматологи, и доктора превентивной медицины.
Справочники по физике сообщают, что голубой свет – это часть видимого спектра с длиной волны 400–495 нм. Его источниками являются различные гаджеты, такие как экраны компьютеров, телевизионные экраны, LED-источники.
Излучение является высокоэнергетическим, high-energy visible light (или HEV), и по большей части поражает органы зрения. Например, исследование Wu и коллег(2006) показало, что излучение вызывает дегенерацию желтого пятна. В 2016 и 2018 годах разные исследователи сообщали и о случаях поражения клеток роговицы (Kim et al. 2016; Barnes et al. 2018).
Но кроме воздействия на орган зрения голубой свет пагубно влияет и на кожу.
Один из постулируемых аргументов – нарушение циркадного ритма и как следствие депривация сна. То есть голубой свет стимулирует светочувствительные ганглионарные клетки сетчатки (это третий тип фоторецепторов помимо колбочек и палочек), посылая в супрахиазматическое ядро гипоталамуса сигналы о том, будто бы на дворе день (в том числе, когда это не так) и о необходимости супрессировать продукцию мелатонина (Blue Light… 2018).
Уже известно, что прямое воздействие голубого света на кожу приводит, во-первых, к индукции оксидативного стресса (рекомендую исследование Nakashima et al. 2017 – автор сравнивает силу воздействия с ультрафиолетом А).
Во-вторых, синий свет может быть виновен в дисрегуляции цитокинов и увеличении трансэпидермальной потери воды. Недавняя работа Falcone et al.(2018) сосредоточена как раз на этом.
Осталось решить вопрос с депривацией сна.
Резцова Полина Александровна — Врач дерматолог, дерматоонколог, косметолог, трихолог